Введение в основые дрессировки собак
Дрессировка
ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫ ДРЕССИРОВКИ СОБАКИ
Эта статья предназначена, главным образом, для начинающих собаководов, а также тех, кто давно держит собаку, но еще не занимался с ней серьезной работой. Полезной она будет также для читателей, которые дрессируют своих собак методом «проб и ошибок», но никогда не разбирались в теории и методах обучения животных.
Сегодня в интернете можно найти огромное разнообразие статей и руководств по дрессировке собак, которые содержат набор практических приемов, но зачастую не уделяют должного внимания зоопсихологическим основам обучения собак. Кроме того, большинство руководств, как правило, придерживаются какого-то одного подхода к дрессировке, в зависимости от предпочтений и личного опыта автора. Через некоторое время владелец собаки может натолкнуться на другое пособие с совершенно иной методикой, отвергающей первую. На дрессировочных форумах, как правило, обсуждаются узкоспециальные вопросы, касающиеся конкретных аспектов прикладной дрессировки, не говоря уже о большом количестве флуда в топиках. Даже при работе на площадке с собакой редкий инструктор уделяет должное внимание теоретическим основам дрессировки, сосредотачиваясь преимущественно на практической стороне. В результате новоиспеченный дрессировщик нахватывается отрывочных знаний, не составляющих целостной картины, и оказывается не способным самостоятельно продолжать процесс обучения. Из-за этого большое число владельцев вскоре бросают занятия со своей собакой, превращая ее в «диванное» животное, в то время как служебная собака, такая как немецкая овчарка, очень нуждается в систематическом обучении и в его отсутствии превращается в мало управляемое и неудобное в быту существо.
Мы постараемся в этой статье помочь вам разобраться в основах дрессировки собак и выбрать программу обучения, наиболее подходящую вам и вашему питомцу, которой вы далее сможете следовать самостоятельно.
Сегодня в интернете можно найти огромное разнообразие статей и руководств по дрессировке собак, которые содержат набор практических приемов, но зачастую не уделяют должного внимания зоопсихологическим основам обучения собак. Кроме того, большинство руководств, как правило, придерживаются какого-
Мы постараемся в этой статье помочь вам разобраться в основах дрессировки собак и выбрать программу обучения, наиболее подходящую вам и вашему питомцу, которой вы далее сможете следовать самостоятельно.
Дрессировка собаки – зачем, когда и как?
Первые вопросы
- Нужна ли моей собаке дрессировка? С какого возраста можно обучать щенка?
- Сколько нужно заниматься дрессировкой собаки, чтобы она стала «как Мухтар и Комиссар Рэкс»?
- Чему можно научить собаку?
- Как обучать – самостоятельно или с инструктором?
- Можно ли отдать собаку в обучение специалисту и получить «готового выпускника»?
«Нужна ли моей собаке дрессировка?»
Если Вы завели служебную собаку (немецкую овчарку, ротвейлера, добермана и т.п.), дрессировка собаки не просто желательна, но безусловно необходимо, чтобы собака стала приемлемым членом социального общества. Ничто так не вызывает сожаление у настоящего ценителя служебной породы, как вид лабрадора, тащащего за собой на поводке через канаву и кусты неумелую хозяйку к стайке других собак, с которыми ему хочется пообщаться. А редко ли приходится видеть картину, как хозяин на протяжении чуть ли не пятнадцати минут пытается подозвать свою овчарку, которая убегает при первой возможности и совершенно игнорирует его возгласы? К сожалению, далеко не всем людям нравятся собаки, и нет худшей антирекламы наших четвероногих друзей, чем крупный служебный пес, пугающий своим неуправляемым поведением мамашу, прогуливающую в коляске малыша. Напротив, нам нередко приходится видеть восхищенные взгляды встречных прохожих, когда одна из наших немецких овчарок расходится с ними в положении «у ноги», полностью концентрируясь на глазах проводника, и не обращает внимания на истерически визжащего йоркшира, рвущегося поблизости с поводка. Именно такая собака является лучшим популяризатором породы, привлекая к ней новых сторонников.
Дрессировка служебной собаки выполняет еще одну важную функцию. Все служебные породы были созданы для интенсивной работы в выбранной области и испытывают сильнейшую психическую потребность в активной деятельности, связанной не только с физической активностью, но и интенсивной работой головного мозга, лучшей нагрузкой для которого является обучение и выполнение сложных задач. Напомним, собака – высокоразвитое животное, стоящее очень близко к человеку на пути эволюции; ее сложно устроенный мозг нуждается в систематической нагрузке. В ее отсутствие собака в лучшем случае становится пассивной, вялой и равнодушной, а в худшем, что не редко, превращается в злобного истерика, выплескивающего не нашедшую реализацию энергию на других собак, людей и имущество владельца.
« С какого возраста можно обучать щенка?»
Обучаемость высшего животного, включая человека, напрямую зависит от стадии, в которой находится развитие коры головного мозга. Наиболее эффективный период формирования первоначальных, базовых навыков щенка – от 2,5 до 6-
Примерно после 7 месяцев, когда происходит половое созревание, подросток становится способен к более интенсивному обучению и умеренным стрессовым нагрузкам. Тогда в программу дрессировки можно вводить приемы управления через требование (принуждение) и начать вывозить собаку на первые тренировки по защитной службе.
Психологически собака полностью созревает примерно к 2-
Таким образом, наиболее благоприятный период дрессировки служебных собак базовой работе приходится на период от 2 месяцев до 2х лет. Разумеется, собака способна обучаться и в более старшем возрасте, вплоть до старости. Но именно в этот период закладывается база, которая будет основой для всей последующей работы на протяжении жизни.
Сколько нужно заниматься дрессировкой собаки, чтобы она стала «как Мухтар и Комиссар Рэкс»?
Вынуждены сразу огорчить: «Комиссар Рэкс» -
Но это не умаляет реальных достоинств служебной собаки, которые способны вызывать искреннее восхищение. Фильм «Ко мне, Мухтар» с Юрием Никулиным в роли проводника-
Продолжительность обучения служебной собаки, разумеется, сильно зависит от того, чему ее хотят научить, породных и индивидуальных способностей и опыта дрессировщика. Важен и возраст, в котором обучается собака. Подросток в возрасте года быстрее дрессируется, чем 5-
1) Обучение элементарному управлению (отправка собаки на место, тормозящая команда «лежать», движение рядом у ноги, подзыв к проводнику из свободного состояния). При начале обучения до 6-
2) Отдельный навык (сидеть, лежать, место, стоять и т.п.) может сформирована у молодой собаки, хорошо мотивированной на работу (о вопросе мотивации см. ниже) и имеющей опыт в обучении, буквально с 2-
3) Подготовка собаки по программе BH (собака-
4) Подготовка собаки по стандарту IPO. IPO (Vielseitigkeitsprufung fur Gebrauchshunde nach International Prufungsordnung) – трехуровневый международный порядок испытания собак – является сегодня наиболее известным стандартом профессиональной дрессировки. Работа в IPO предусматривает сдачу квалификационных испытаний в послушании, защитной и следовой работе. Успешная подготовка собаки в IPO требует от проводника длительной работы, усердия и целеустремленности, овладения знаниями в области физиологии и психологии собаки. Проводник, подготовивший собаку и успешно сдавший с ней IPO-
Как правило, молодую собаку с хорошими природными данными можно подготовить к сдаче IPO-
В любом случае, начиная заниматься IPO, владелец собаки должен трезво взвесить свои возможности и силы, а также объективно оценить рабочий потенциал собаки. Сегодня только малинуа и немецкие овчарки рабочих линий стабильно выступают в соревнованиях по IPO, очень малый процент участников (3-
5) Обучение следовой работе FH (FährtenHundprüfung) («фэртенхунд», ФХ). ФХ – это специализированный норматив, предусматривающий интенсивную работу по следу в сильно осложненных условиях (давность прокладки, пересечение посторонними следами, сложная траектория). ФХ значительно сложнее следовой работы в IPO, требует исключительного упорства и настойчивости от дрессировщика, который должен быть настоящим фанатом следовой работы, ходить след буквально ежедневно: что в жару, что в холод, что по грязи под проливным дождем. При интенсивной работе (100-
«Чему можно научить собаку?»
Выше мы уже кратко описали несколько наиболее известных нормативов дрессировки, предусматривающих комплексную работу служебной собаки. Собаку можно научить самым разнообразным навыкам, которые можно разделить на следующие категории, в зависимости от полноты задействования возможностей центральной нервной системы:
- управление собакой собственным телом (все виды двигательной активности и статические позы);
- апортировка (взятие и подноска разнообразных предметов);
- поисковая работа, использующая органы чувств (прежне всего, нюх): поиск и выборка предметов, проработка следа, отыскание людей и животных;
- работа по защите территории, имущества и людей;
- «интеллектуальная работа», связанная с использованием элементов логики, абстрагирования, экстраполяции и иных высших форм деятельности высокоразвитого мозга. Способность собаки к решению определенных интеллектуальных задач интенсивно изучалась, начиная примерно со 2 половины XX века, и подтверждена научными исследованиями. На практике это, например, способность разбираться в формах и объемах тел, предугадывать траекторию начавшегося сложного движения объекта (способность к экстраполяции), выбирать определенный предмет из серии однородных (описана собака, выбиравшая называемую дрессировщиком игрушку из 30 игрушек и правильно нашедшая новую игрушку, название которой она услышала впервые), и т.п.
Но не забывайте, что собака – не человек. Далеко не все, чему могут научиться люди, доступно собаке. Одним из фундаментальных различий между нами является отсутствие у собаки вербального (словесного) мышления, которое, в частности, дает человеку качественно иной уровень способности к абстракции (способность рассуждать об объектах или явлениях без непосредственной физической связи с ними, находить общее, выделять различия). Собака «мыслит» чувствами и образами, вызывающими у нее разные эмоции, связанными с физиологией и предыдущим опытом. На более низком уровне мозг собаки оперирует рефлексами, инстинктами и потребностями. Знание, хотя бы в самом общем виде, психики и физиологии собаки необходимо для эффективной и плодотворной работы с ней.
«Как обучать собаку – самостоятельно или с инструктором?»
Выбор способа обучения – самостоятельного, в группе на площадке, или индивидуально с инструктором – зависит от поставленных вами задач, опыта и финансовых возможностей.
Обучить собаку несложным навыкам и базовому контролю вполне способен обычный владелец, не занимавшийся дрессировкой ранее. Для этого достаточно прочитать несколько толковых пособий по дрессировке, обладать настойчивостью, терпимостью и здравым смыслом.
Дрессировка в рамках простых нормативов (отечественный ОКД, BH) вполне возможна в группе с другими собаками под руководством одного инструктора. Многие элементы можно (и нужно) отрабатывать самостоятельно.
Работа в сложных нормативах (IPO, FH, мондьоринг и др.), особенно с первой собакой, невозможна без руководства инструктора высокой квалификации. Как правило, это должен быть либо выступающий спортсмен, либо тренер, подготовивший собак для соревнований. Подготовка собаки в комплексном нормативе предполагает не только ее собственный тренинг, но, прежде всего, обучение проводника (владельца) методам и приемам дрессировки, пониманию психологии собаки, умению читать ее состояние и управлять тончайшими элементами поведения. Проводник должен научиться определенному артистизму, способности контролировать свои эмоции, языку тела, мимики и жестов. Кроме того, продолжительное обучение требует планирования, регулярного контроля динамики результатов и внесения корректировок в программу. Все это невозможно выполнить самостоятельно.
Разумеется, значительную часть работы проводник проводит самостоятельно. Но отслеживание результатов наставником, как в любом виде спорта, позволяет наиболее эффективным и быстрым путем достичь поставленных задач. Работа же собаки в защитном разделе, предполагающая участие фигуранта, без инструктора практически невозможна.
«Можно ли отдать собаку в обучение специалисту и получить «готового выпускника»?»
Да, в принципе такое возможно. Так поступают во многих службах, использующих служебных собак. Щенок выращивается и подготавливается вне служебного питомника и поступает «на работу» уже подрощенной собакой, обученной частично или полностью в соответствии со своей специальностью.
Но мы не рекомендуем этот путь владельцам, которые взяли собаку «для себя», а не для работы в рамках кинологической службы организации.
Во-
Во-
В-
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОТНОГО
Обучение – это важнейшая способность живого организма приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, которая состоит в выработке новой, устойчивой формы поведения (т.е. активного взаимодействия со средой) в ответ на изменение внешних условий. Способность к обучению дает дополнительные возможности для выживания и воспроизводства своего генотипа в потомках.
Способность к обучению присуща всем живым организмам, от простейших до человека. Разница между человеком, управляющим сложной машиной, и простейшим существом, наученным реагировать на циклическое изменение освещенности среды обитания, заключается «лишь» в сложности и многообразии форм поведения, вырабатываемых посредством обучения, и необходимого для устройства нервной системы, которая непрерывно усложняется по мере подъема организма по лестнице биологической эволюции.
Таким образом, результатом обучения является изменение уже существующих форм поведения либо создание новых.
Что же лежит в основе поведения животного? Что заставляет животное «вести себя» определенным образом?
Фундаментальным источником поведения живого организма являются базовые потребности. Это потребность в поддержании жизни (обеспечение организма пищей и водой для генерации энергии и строительства клеток), потребность в безопасности (оберегание от опасностей, несущих угрозу жизни и здоровью), потребность в отдыхе (для восстановления нормального метаболизма и накопления энергии), потребность в воспроизводстве генотипа (размножении). Потребности присущи всем живым организмам, отсутствие потребностей означает, что организм мертв. Их можно образно сравнить с цепью действующих вулканов, одни из которых находятся в активном, другие в спящем состоянии. Нарастающее давление магмы под одним из вулканов способно вызвать мощнейшее извержение и затмить на время всю остальную цепь. Извергающаяся лава – это активный всплеск поведения животного, а текущая под всей цепью магма – жизненная энергия биологического организма, мощнейшая в природе сила, подчинившая себе неорганическую материю.
Пробудившаяся в организме потребность вызывает изменение поведения животного. У простых организмов это приводит к генетически запрограммированному набору действий (например, движение насекомого к источнику света), у высших животных с развитым мозгом – к реализации сложных поведенческих комплексов, запускаемых посредством мотиваций.
Мотивация – это подвижный психический процесс, который приводит к активизации одной из возможных программ поведения для удовлетворения потребности организма животного. Этот термин часто используют в обсуждении практических вопросов управления людьми и животными, но не всегда понимают его содержание. Лучше всего раскрыть его смысл и связь с потребностями на примере активизации пищедобывающего поведения волка.
Когда проходит определенное время с момента последней кормежки, в организме волка (как и любого другого животного) нарастает «спавшая» до этого базовая потребность в пище. Сама базовая потребность не воспринимается напрямую психикой, ибо сообщает о себе всего лишь замедлением определенных биохимических процессов в клетках. Но при этом происходит снижение уровня глюкозы в крови, который контролируется ответственным центром головного мозга. Как только возбуждается следящий за этим нервный центр, у животного активизируется пищевая мотивация, то есть уже психическая потребность к поиску и добыванию пищи, которая может быть удовлетворена выбором одной из доступных программ поведения (охотой на крупную добычу, ловлей мелких животных, собирательством ягод и т.п.). Натуралисты неоднократно наблюдали, что происходит при этом. Сначала животные спокойно лежат в местах логовищ, или занимаются своими делами. В какой-то момент один или пара волков начинают суетливо перемещаться между собратьями, касаясь их телом, издают звуки возбуждения. Постепенно к ним присоединяется все больше животных и вот, наконец, вся стая приходит в сильное возбуждение. Наконец, один из волков издает протяжный вой, и вскоре к нему присоединяются остальные. После этого животное-лидер начинает двигаться в сторону кормовых угодий, и остальные присоединяются к нему.
Вам ничего это не напоминает? – Правильно, так ведет себя собака, отправляющаяся с хозяином на охоту, или на увлекательную прогулку. Наш пес Кортес, собака с очень яркими формами поведения, в несколько утрированной форме демонстрирует весь этот ритуал каждый раз, когда мы отправляемся на улицу, только вместо воя он использует свое собственное фонетическое изобретение, громко скуля с открытым ртом, что напоминает крик «А-а-а-а!»
Итак, мотивация направляет психику к запуску одной из нескольких возможных программ поведения, лучше всего способной удовлетворить потребность в конкретных условиях. Этот важнейший момент раскрывает суть обучения: будучи активизированной, мотивация толкает животное выбрать такое поведение, которое лучше всего будет соответствовать ситуации «здесь и сейчас». Хорошим примером будет раскрытие этого утверждения на примере обучения собаки, навыку «лежать» с использованием корма.
Сначала собака обучается тому, что корм можно получать из рук дрессировщика. Это не требует никаких усилий. Затем собаке объясняется связь между командой «лежать» и конкретной конфигурацией ее тела (путем наведения кусочками корма или механическим воздействием). За каждое правильно занятое положение после слова «лежать» собака получает корм. Наконец, когда навык собаке понятен, она получает корм только за правильное выполнение команды в целом.
Таким образом, с психологической точки зрения, происходит научение новому приспособительному поведению, направленному на удовлетворение потребности в пище. Хорошая собака с сильными инстинктами и правильным содержанием практически всегда в большей или меньшей степени имеет выраженную пищевую потребность, что поддерживает в активном состоянии пищевую мотивацию. Как только собака устанавливает связь между возможностью получения пищи и выполнением команды «лежать», она начинает выполнять команду, даже если она не связана с моментальным пищевым подкреплением, потому что ранее, неоднократно, выполнение команды приводило к получению пищи и удовлетворению базовой потребности. Здесь уместен вопрос: почему же обученная собака продолжает выполнять команду «лежать» тогда, как уже давно перестала получать за нее поощрение в виде корма? Это происходит, прежде всего, потому, что сформировалась устойчивая условно-рефлекторная связь, которой, однако, недостаточно для поддержания нового поведения в течение длительного времени без подкрепления. Но в дальнейшем, на более поздних этапах дрессировки первичные, более простые формы мотивации, могут замещаться более сложными, в частности, социальной мотивацией, которая воплощается в желании собаки выполнять указания проводника – старшего партнера в стае. Но об этом позднее.
Успешная реализация мотивации через поведенческий акт приводит к возникновению положительных эмоций в психике животного, тем ярче выраженных, чем сильнее была активизирована мотивация. Что испытывает хищник в результате удачной охоты? – Радость, облегчение, эмоциональную разрядку. Это универсальный механизм, присущий как человеку, так и высшим животным - система обратной связи между психическим и физиологическим состоянием организма. Положительные эмоции служат как бы подтверждением тому, что активная потребность удовлетворяется. Как мы используем это в практике обучения? – Путем создания положительных эмоций в ответ на правильное поведение, что используется, в частности, при оперантном обучении (см. далее).
Способность к обучению присуща всем живым организмам, от простейших до человека. Разница между человеком, управляющим сложной машиной, и простейшим существом, наученным реагировать на циклическое изменение освещенности среды обитания, заключается «лишь» в сложности и многообразии форм поведения, вырабатываемых посредством обучения, и необходимого для устройства нервной системы, которая непрерывно усложняется по мере подъема организма по лестнице биологической эволюции.
Таким образом, результатом обучения является изменение уже существующих форм поведения либо создание новых.
Что же лежит в основе поведения животного? Что заставляет животное «вести себя» определенным образом?
Фундаментальным источником поведения живого организма являются базовые потребности. Это потребность в поддержании жизни (обеспечение организма пищей и водой для генерации энергии и строительства клеток), потребность в безопасности (оберегание от опасностей, несущих угрозу жизни и здоровью), потребность в отдыхе (для восстановления нормального метаболизма и накопления энергии), потребность в воспроизводстве генотипа (размножении). Потребности присущи всем живым организмам, отсутствие потребностей означает, что организм мертв. Их можно образно сравнить с цепью действующих вулканов, одни из которых находятся в активном, другие в спящем состоянии. Нарастающее давление магмы под одним из вулканов способно вызвать мощнейшее извержение и затмить на время всю остальную цепь. Извергающаяся лава – это активный всплеск поведения животного, а текущая под всей цепью магма – жизненная энергия биологического организма, мощнейшая в природе сила, подчинившая себе неорганическую материю.
Пробудившаяся в организме потребность вызывает изменение поведения животного. У простых организмов это приводит к генетически запрограммированному набору действий (например, движение насекомого к источнику света), у высших животных с развитым мозгом – к реализации сложных поведенческих комплексов, запускаемых посредством мотиваций.
Мотивация – это подвижный психический процесс, который приводит к активизации одной из возможных программ поведения для удовлетворения потребности организма животного. Этот термин часто используют в обсуждении практических вопросов управления людьми и животными, но не всегда понимают его содержание. Лучше всего раскрыть его смысл и связь с потребностями на примере активизации пищедобывающего поведения волка.
Когда проходит определенное время с момента последней кормежки, в организме волка (как и любого другого животного) нарастает «спавшая» до этого базовая потребность в пище. Сама базовая потребность не воспринимается напрямую психикой, ибо сообщает о себе всего лишь замедлением определенных биохимических процессов в клетках. Но при этом происходит снижение уровня глюкозы в крови, который контролируется ответственным центром головного мозга. Как только возбуждается следящий за этим нервный центр, у животного активизируется пищевая мотивация, то есть уже психическая потребность к поиску и добыванию пищи, которая может быть удовлетворена выбором одной из доступных программ поведения (охотой на крупную добычу, ловлей мелких животных, собирательством ягод и т.п.). Натуралисты неоднократно наблюдали, что происходит при этом. Сначала животные спокойно лежат в местах логовищ, или занимаются своими делами. В какой-
Вам ничего это не напоминает? – Правильно, так ведет себя собака, отправляющаяся с хозяином на охоту, или на увлекательную прогулку. Наш пес Кортес, собака с очень яркими формами поведения, в несколько утрированной форме демонстрирует весь этот ритуал каждый раз, когда мы отправляемся на улицу, только вместо воя он использует свое собственное фонетическое изобретение, громко скуля с открытым ртом, что напоминает крик «А-
Итак, мотивация направляет психику к запуску одной из нескольких возможных программ поведения, лучше всего способной удовлетворить потребность в конкретных условиях. Этот важнейший момент раскрывает суть обучения: будучи активизированной, мотивация толкает животное выбрать такое поведение, которое лучше всего будет соответствовать ситуации «здесь и сейчас». Хорошим примером будет раскрытие этого утверждения на примере обучения собаки, навыку «лежать» с использованием корма.
Сначала собака обучается тому, что корм можно получать из рук дрессировщика. Это не требует никаких усилий. Затем собаке объясняется связь между командой «лежать» и конкретной конфигурацией ее тела (путем наведения кусочками корма или механическим воздействием). За каждое правильно занятое положение после слова «лежать» собака получает корм. Наконец, когда навык собаке понятен, она получает корм только за правильное выполнение команды в целом.
Таким образом, с психологической точки зрения, происходит научение новому приспособительному поведению, направленному на удовлетворение потребности в пище. Хорошая собака с сильными инстинктами и правильным содержанием практически всегда в большей или меньшей степени имеет выраженную пищевую потребность, что поддерживает в активном состоянии пищевую мотивацию. Как только собака устанавливает связь между возможностью получения пищи и выполнением команды «лежать», она начинает выполнять команду, даже если она не связана с моментальным пищевым подкреплением, потому что ранее, неоднократно, выполнение команды приводило к получению пищи и удовлетворению базовой потребности. Здесь уместен вопрос: почему же обученная собака продолжает выполнять команду «лежать» тогда, как уже давно перестала получать за нее поощрение в виде корма? Это происходит, прежде всего, потому, что сформировалась устойчивая условно-
Успешная реализация мотивации через поведенческий акт приводит к возникновению положительных эмоций в психике животного, тем ярче выраженных, чем сильнее была активизирована мотивация. Что испытывает хищник в результате удачной охоты? – Радость, облегчение, эмоциональную разрядку. Это универсальный механизм, присущий как человеку, так и высшим животным -
Смена мотиваций
Как мы уже говорили, базовые потребности существуют у организма, пока он жив. В зависимости от состояния самого организма и внешних условий в каждый момент времени отдельная потребность может проявлять себя в большей или меньшей степени, активизируя или успокаивая производные мотивации. В этой связи потребности можно сравнить с источниками электрической энергии, которые вырабатывают ток большего или меньшего потенциала, но никогда не равного нулю. В психике животного одновременно может присутствовать несколько мотиваций, имеющих разный потенциал. Животное может хотеть и есть, и отдыхать одновременно, главное – какая из мотиваций в данный момент доминирует. Рассмотрим смену мотиваций на следующем примере.
Небольшая группа волков в конце зимы охотится на крупную добычу - лося. За несколько дней поиска они обнаружили стадо и обследовали его, кружа вокруг и исследуя запах. Но волки не находят в стаде ни больных, ни слабых животных. Пробная атака с целью отбить одного из лосей не приводит к успеху, и волки отступают, оставаясь неподалеку. На следующий день один из молодых волков, голодающий уже несколько недель, предпринимает отчаянную атаку на лося, пасущегося на периферии стада, едва не убившего его при этом ударом копыта. Стадо лосей уходит. Хищники какое-то время лежат на снегу, и вдруг один из волков затевает игру с товарищем. Он припадает на передние лапы, бегает вокруг, завлекает его в игру, которую тот принимает. Через короткое время уже вся стая скачет и носится друг за другом, как щенки. Эта игра продолжается с десяток минут, после чего волки уходят в лес.
Небольшая группа волков в конце зимы охотится на крупную добычу -
Этот пример перессказывает многочисленные наблюдения натуралистов и является интереснейшим объектом для анализа процесса смены мотиваций. Организм давно не евшего волка испытывает сильную потребность в пище, которая через пищевую мотивацию активизирует сложную охотничью программу поведения. Но при выполнении этой программы хищники сталкиваются с серьезной угрозой безопасности – атака на сильное здоровое животное размерами с лося может привести к гибели или увечьям. Как только волк обнаружил и идентифицировал эту угрозу, активизировалась сильнейшая потребность в самосохранении, которая через мотивацию обеспечения безопасности вызвала поведение уклонения - отказ от атаки на лосей. После этого был достигнут баланс между пищевой мотивацией и мотивацией безопасности, в силу которого волки не ушли от стада, но и не предпринимали активных попыток нападения. На следующий день сильно голодающий молодой волк, у которого пищевая потребность стала превалировать над безопасностью, предпринял неудачную попытку убить лося, которая вполне могла закончиться собственной гибелью. Результатом этого стало обострение мотивации самосохранения у всех волков, и они отпустили стадо. Пребывая в состоянии сильного отрицательного стресса на фоне неудовлетворенной пищевой мотивации, не нашедшей выхода, волки некоторое время отдыхали. Но острая необходимость в психической разгрузке и удовлетворении мотивации хотя бы через эрзац, симуляцию успешной охоты, вызвала активное игровое поведение, которое привело к возникновению положительных эмоций, снижению напряжения нервной системы и временному, хоть и частичному, снятию остроты пищевой мотивации.
Почему мы подробно остановились на этом вопросе? Работая с собакой в дрессировке, нам важно представлять, какие мотивации в данный момент существуют у животного, какие из них следует активизировать, а какие подавить. Без этого понимания большая часть работы будет происходить «наобум» и «невпопад», с низкой эффективностью. Например, работа на корм с не слишком голодной собакой в месте, которое вызывает у собаки страх (вследствие ранее перенесенного испуга и т.п.) в лучшем случае окажется безрезультатной, а в худшем может развить опасную фобию обстановки места занятий. Активизация сексуальной мотивации (например, работа в месте, где недавно находилась течная сука) приведет к постоянному отвлечению кобеля на интересующие его запахи и невнимательности, а чрезмерное обострение мотивации самосохранения при неумелой работе в защите – к развалу всего комплекса активно-оборонительного поведения. Идеальной обстановкой для обучения новым навыкам является та, при которой мотивации, используемые как инструмент, обострены, а прочие – «спят».
Разумеется, по мере обучения и взросления собаки рабочая обстановка усложняется, в нее включаются элементы отвлечения внимания, вызывающие пробуждение иных мотиваций – это так называемая работа при отвлечении. Но вводятся они постепенно, при этом основная рабочая мотивация взрослой собаки – в идеале социальная – должна иметь наивысший потенциал.
Почему мы подробно остановились на этом вопросе? Работая с собакой в дрессировке, нам важно представлять, какие мотивации в данный момент существуют у животного, какие из них следует активизировать, а какие подавить. Без этого понимания большая часть работы будет происходить «наобум» и «невпопад», с низкой эффективностью. Например, работа на корм с не слишком голодной собакой в месте, которое вызывает у собаки страх (вследствие ранее перенесенного испуга и т.п.) в лучшем случае окажется безрезультатной, а в худшем может развить опасную фобию обстановки места занятий. Активизация сексуальной мотивации (например, работа в месте, где недавно находилась течная сука) приведет к постоянному отвлечению кобеля на интересующие его запахи и невнимательности, а чрезмерное обострение мотивации самосохранения при неумелой работе в защите – к развалу всего комплекса активно-
Разумеется, по мере обучения и взросления собаки рабочая обстановка усложняется, в нее включаются элементы отвлечения внимания, вызывающие пробуждение иных мотиваций – это так называемая работа при отвлечении. Но вводятся они постепенно, при этом основная рабочая мотивация взрослой собаки – в идеале социальная – должна иметь наивысший потенциал.
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ. КОРРЕКЦИЯ
Термины «положительное подкрепление» и «отрицательное подкрепление» сейчас широко используются в дрессировке и пришли из теории оперантного обучения, возникшей примерно в 30-
Если какое-
Если какое-
Можно сказать, что современная дрессировка животного строится при помощи умелого использования приемов положительного и отрицательного подкрепления на фундаменте управляемых мотиваций. Через положительное подкрепление объясняется новый навык и обеспечивается его совершенствование путем отбора желаемого поведения (сначала собака подкрепляется даже за намек на начало выполнения некоего действия, далее за правильно выполненное действие в целом, и в конце – только за идеальное исполнение). Через отрицательное подкрепление достигается стабильность выполнения уже известного навыка и прекращение нежелательного поведения.
Стабилизация правильного поведения через отрицательное подкрепление нежелательных действий известна под названием коррекции. До сих пор еще в дрессировочной среде дискутируется вопрос о необходимости и объеме коррекции в обучении собаки, и можно ли вообще без нее обойтись. Не вдаваясь в подробности этого обсуждения, сформулируем собственное мнение, основанное как на теории, так и на практике работы с собаками и с людьми.
Коррекция является вспомогательным, но совершенно необходимым инструментом стабилизации желаемого поведения в долгосрочной перспективе. Причины кроются в уже описанной системе базовых потребностей и мотиваций. Лучше всего это проиллюстрировать примером из работы людей. (Здесь мы рассматриваем некую стабильную работу в нормальном коллективе, например, клерка в среднем банке.)
Когда новый сотрудник выходит на работу (на приемлемых для него условиях), его желание работать и результативность (эффективность опыта не принимаем во внимание) обычно высоки. Причины этого -
Но важно – и это высшая степень искусства управления людьми и животными – находить оптимальный баланс между положительным и отрицательным воздействием таким образом, чтобы сохраняя инициативу и готовность к сотрудничеству (которые возможны только за счет положительной мотивации) , предотвращать нежелательное поведение или пассивность умелыми дозами отрицательной мотивации. Это и есть классическое правило «кнута и пряника».
Все изложенное полностью применимо к дрессировочной работе с собакой. Выбор способа, объема и момента коррекции, равно как поддержание баланса мотиваций, определяется мастерством дрессировщика. Для одной собаки всего лишь косой взгляд проводника будет мощнейшей коррекцией, тогда как на другую и увесистый пинок не произведет никакого впечатления. И, важно, коррекция – это не основное, а вспомогательное средство, оно должно поддерживать усвоенное правильное поведение, но не может научить ему.
И еще раз хочется подчеркнуть: без обостренной положительной мотивации не получится активной и выразительной работы, без грамотной коррекции не будет стабильности.
Продолжение следует.
©М.Югов, 2012 г.